С 16 по 18 октября в Москве прошёл III Международный конгресс РОСМЕДОБР. Мероприятие объединило ведущих экспертов, педагогов и управленцев в сфере здравоохранения, где они обменялись опытом, а также узнали о новейших тенденциях и технологиях в медицинском образовании.
В первый день конгресса работало более 600 участников, на 15 секциях выступили более 100 спикеров. На разных площадках участники обсудили пути преодоления существующих проблем за счёт обновления подходов и содержания медицинского образования, способы ускорения внедрения научных разработок в образовательный процесс, методы повышения профессиональной эффективности и профилактики выгорания специалистов. Особое внимание было уделено актуальным вопросам управления в здравоохранении и подготовке управленческих кадров.
В рамках торжественного открытия ректор СамГМУ, профессор РАН, заслуженный деятель науки РФ Александр Колсанов принял участие в пленарном заседании «Фронтиры медицинского образования». Во время выступления он отметил, что в СамГМУ спроектирована и уже запущена новая образовательная программа. Для ее разработки проводилась полная пересборка всех учебных планов, исходя из внешних и внутренних контекстов, запросов стейкхолдеров и партнеров. Несмотря на то, что в основу программы легло много новых технологических решений, в ней сохранен важный принцип: на одной из центральных позиций остается классическая подготовка «у постели больного». При этом каждый выпускник по-прежнему сможет работать врачом первичного звена, закрывая основную проблему системы здравоохранения — дефицит высококвалифицированных кадров.
«Главная суть нашей новой модели — сочетание базовой профессиональной подготовки, которая составляет 75% всей образовательной программы, и индивидуализированной части, направленной на специализированную профподготовку студентов. Освоив основную часть программы, студент может выбирать для себя различные модули», — рассказал Александр Колсанов.
Он также отметил, что новая программа предполагает обязательное внедрение и использование инновационных разработок СамГМУ как в учебном процессе, так и в ходе практики.
В этот же день состоялась сессия «Иммерсивные технологии в образовании» с участием эксперта Института инновационного развития СамГМУ. Руководитель проекта направления VR Григорий Губарев выступил с докладом «Виртуальные технологии в образовании: от идеи к внедрению». На конгрессе впервые был представлен VR-тренажер по тактической медицине, разработанный ИИР СамГМУ совместно с Военно-медицинской академией имени Кирова. Это передовое решение, у которого на данный момент нет аналогов. Участники сессии отметили важность и актуальность данной разработки в связи с нехваткой тренажеров по тактической медицине.
«Выступления коллег вдохновили на развитие исследовательской деятельности в рамках VR-направления. Мы уже обсудили этот момент с командой, поэтому готовы взяться за исследовательскую работу с подключением других образовательных организаций в 2025 году», — отметил Григорий Губарев.
Напомним, VR-тренажер по тактической медицине позволит обучать военнослужащих и медицинских работников правилам оказания первой помощи в иммерсивной среде, максимально приближенной к боевым условиям. Образовательный процесс включает отработку различных навыков, в том числе оценку состояния пострадавшего, выбор правильного протокола оказания помощи, принятие решений под давлением времени и факторов стресса, а также изучение алгоритмов самопомощи и взаимопомощи. VR-тренажер реализует сценарии, которые направлены на оказание самопомощи и помощи другим при различных ранениях. В будущем они будут дополняться другими видами повреждений.