Первая российская хирургическая навигационная система AUTOPLAN получила медицинскую регистрацию Росздравнадзора. Аппаратно-программный комплекс разработан Самарским государственным медицинским университетом.
Система значительно повышает точность хирургического вмешательства и сокращает время диагностики и проведения операции. Благодаря AUTOPLAN удается уменьшить кровопотерю, повреждение тканей, тем самым снизив риски и возможные осложнения.
AUTOPLAN многофункционален. Система позволяет по результатам компьютерной томографии создавать 3D-модели оперируемых органов, выделяя в них расположение сосудов, новообразований. Используя модель, хирург составляет сценарий операции: определяет зону доступа, границы резекции. Непосредственно в операционной врач за несколько минут до начала хирургического вмешательства при помощи системы оптического инфракрасного трекинга (навигационного маркера и системы камер) проводит “привязку” трехмерной модели к телу пациента. AUTOPLAN определяет границы области хирургического интереса с субмиллиметровой точностью и отображает контуры анатомических структур в режиме реального времени, даже учитывая незначительное смещение тела человека в пространстве во время дыхания.
Специализированный модуль для работы в режиме дополненной реальности позволяет врачу использовать во время операции AR-очки. Таким образом трехмерное изображение для удобства хирурга может выводиться и на мониторы в операционной, и непосредственно на линзы.
AUTOPLAN создан командой IT-специалистов, инженеров, ученых и врачей-клиницистов СамГМУ на средства гранта Минпромторга РФ при поддержке Правительства Самарской области в период с 2014 по 2017 гг. «Стояла задача – создать новый продукт. Конкурентоспособный, нужный клиницистам, доступный медучреждениям по стоимости, а не доработать импортные аналоги и приклеить свой «шильдик», - говорит директор Института инновационного развития СамГМУ, профессор РАН Александр Колсанов. – Поэтому решено было с нуля создавать и аппаратную, и программную части».
Проект стал драйвером развития университета. В рамках его реализации продолжила формироваться вузовская инновационная инфраструктура. Специально под проект была подобрана собственная команда разработчиков. На базе научно-производственного технопарка университета велась разработка аппаратной части хирургического навигационного комплекса. «За 4 года «железо» несколько раз претерпевало значительную модификацию. В итоге комплекс удалось сделать на 70% из отечественных материалов», - комментирует руководитель отдела проектного менеджмента, производства и инжиниринга Института инновационного развития СамГМУ, доцент Сергей Чаплыгин.
AUTOPLAN применяется в травматологии, ортопедии, онкологии, нейрохирургии. Одним из ключевых учреждений-партнеров, где комплекс применялся в режиме опытной эксплуатации, стал Национальный медицинский исследовательский центр нейрохирургии им. ак. Н.Н. Бурденко (Москва). При помощи разработанного самарскими учеными и инженерами комплекса спланированы и проведены 16 операций на головном мозге. А всего навигация апробирована на более чем на 200 пациентах.
Получение медицинской регистрации дает право на серийное производство и реализацию аппаратно-программного комплекса на территории России. Широкое внедрение отечественной навигационной системы в системе здравоохранения значительно улучшит качество оказываемой медицинской помощи.